Была на нашем телевидении одна игра, ведущий которой предла­гал ее участникам какое-нибудь слово, а те должны были назвать свои ассоциации, связанные с ним. Думаю, что, получи телеигроки слово «мрамор», сходу связали бы его с памятниками, московским метро да с надгробными плитами.

Впрочем, до недавнего времени, по крайней мере, в нашей стране, мрамор только и употреблялся, что для уве­ковечения выдающегося события или достойного человека либо для украшения уникального архитектурного сооружения. В частной же сфере использование мрамора как раз и ограничивалось изго­товлением надгробных памятников.

Время выбирать камни

И как ни банально это прозву­чит, однако новое время действительно открывает новые возмож­ности. Теперь не только государство может выступать в роли за­казчика мраморных изделий, но и отдельный человек, желания ко­торого распространяются от мраморных мыльниц и пепельниц до мраморных картин и каминов.

Само слово «мрамор» происходит от греческого «мармарос» - «бле­стящий». В геологии под мрамором понимают метаморфическую по­роду, возникшую путем преобразования известняка. В строительном же деле и в обиходе мрамором называют любой прочный известняк.

Время выбирать камни

«Родной» цвет мрамора - белый. Но посторонние примеси прида­ют ему полосатые, муаровые, пятнистые и жилковатые узоры. Очень редко мрамор бывает однотонным. Вообще же спектр тонов и от­тенков мрамора огромен. Что касается чисто белого мрамора, вы­соко ценимого скульпторами, то значительные его залежи находи­лись в Апуанских Апеннинах близ города Каррара в Тоскане - са­мом знаменитом месторождении мрамора. Именно из каррарского мрамора ваял свои скульптуры великий Микеланджело. Отметим, что мраморы Каррары разрабатываются уже свыше 2000 (!) лет.

С давних пор и по сей день мрамор используют для настила полов и лестничных маршей, отделки стен, колонн и, конечно же, каминов. Чем же так замечателен мрамор? Мрамор - это экск­люзивный материал. Практически невозможно найти два одинаковых камня, даже выпиленных из одного слэба - листа мрамора площа­дью от 3 до 6 м2.

Иногда случается: человек, подобрав по каталогу приглянувшийся ему сорт мрамора, выказывает недовольство тем, что изготовленный по его заказу предмет несколько не соответ­ствует по расцветке экземпляру в рекламном проспекте. Прихо­дится объяснять, что, во-первых, мрамор не имеет равномерной окраски, а во-вторых, заказчик в любом случае получает уникаль­ное изделие. И если человек обладает, скажем, вазой, выполнен­ной из мрамора, то он может быть уверен - другой такой, схожей с его вещью, в природе нет, разве что по форме.

Благодаря долговечности мрамора, позволяющей передавать из­готовленные из него предметы от родителей к детям, рождаются се­мейные традиции. Думаю, это пойдет на пользу нашему обществу, которое немного отошло от хорошего наследия прошлого».

Основа русской камнерезной индустрии была заложена в 1725 г., когда Петр I учредил Петергофскую гранильную фабрику. Однако мра­мор использовался и раньше. Уже в церковном строительстве древ­них Киева и Чернигова мы встречаем искусно выполненные изделия из мрамора. Например, изумительную резьбу по мрамору в знамени­том соборе Св. Софии в Киеве или являющийся подлинным шедев­ром белокаменный саркофаг Ярослава Мудрого.

Время выбирать камни

В советские времена мрамором отделывали театры, дворцы куль­туры и спорта, учебные заведения, гостиницы. Для этого требовались достаточно крупные заготов­ки, что определяло взрывной метод добычи породы. Этот способ, изувечивший наши мраморные месторождения, вкупе с технической отстало­стью горнодобывающей инду­стрии привел к тому, что сей­час мрамор приходит к нам в основном из-за рубежа.

«В настоящее время толь­ко месторождение Коелга под Челябинском способно давать качественные слэбы. На ос­тальных месторождениях не производят больших листов, а лишь режут плитку. Но ра­бота по развитию новых мес­торождений идет. Предпри­ниматели и промышленники заинтересованы в этом. А на­ладив широкую добычу мрамора, мы сможем пред­ложить свои услуги не только богатым людям, но и населению со сред­ним достатком.

Время выбирать камни

Местный мрамор гораздо дешев­ле привозных аналогич­ных сортов. Впрочем, по­явление новых место­рождений не будет озна­чать прекращения зару­бежных закупок, потому что абсолютно одинако­вых мраморов не суще­ствует (в одной только Европе присутствует око­ло 150 наименований). Кроме того, встречаются совершенно уникальные виды, как, например, голубой мрамор из Ар­гентины и Бразилии или индийский зеленый. В России таких просто не существует».

В последнее время многие «увлечены» приобретением искусст­венных материалов. Но как поведет себя искусственный материал под воздействием отопительных приборов, солнечных лучей или моющих средств, никто точно не знает. В этом смысле мрамор не таит в себе никаких подвохов, ничего вредного для человека он не выделяет. Но уж коли речь пошла об экологической чистоте, то применительно к мрамору этой темы стоит коснуться чуть подробнее.

«Потребители часто задают вопрос о радиоактивности мрамора и гранита. И так как я более 20 лет занимался разведкой месторожде­ний урана, то могу ответить на этот вопрос профессионально. С быто­вой точки зрения - мрамор свободен от какой-либо радиоактивности, он, можно сказать, стерилен.

Конечно, абсолютно стерильного, в смысле отсутствия радиоак­тивности, нет ничего. И если мы выйдем с радиометром на улицу любого города, то меньше Н 15-20 прибор не покажет. Но это при­родный, естественный фон Земли. Мы живем в нем. Он существует также, как магнитный фон.

А вот гранит может обладать повышенным фоном. Радиоактивность еще сильно зависит от объема горнорудной массы - чем он больше, тем выше фон. Для гранитов существуют определенные ГОСТы, по которым камни градуируются по их активности и допуску в сфере стро­ительства. Надо сказать, что наши ГОСТы достаточно строгие, а по некоторым параметрам значительно строже зарубежных. Так что и гранита опасаться не стоит».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить